2022
Март 2022
Дюссельдорф - Аурих - Нордернай - Bad Nieuweschans - Вильгельмсхафен - Schillig
маршрут: 2022
В воскресенье, 13 марта мы сдали нашу квартиру в Дюссельдорфе на 5 месяцев и отправились в скитания. Наше первое жилье - на севере Германии, в федеральной земле Нижняя Саксония, в небольшом городке Аурих.

Собираемя в путь. Два короба поедут с нами. Остальное снесем в подвал.

До Ауриха из Дюссельдорфа 300км, около 3 часов езды. В этот день была чудесная погода, солнечно. На полпути мы решили сходить прогуляться в лес. Мы хотели посадить в лесу нашу ёлочку-доходяжку. Мы купили ее 2 года назад, в канун Нового Года. Пару раз она была при смерти, засохла, истощилась, но все-таки как–то выжила. Мы решили вывезти ее на свободу, в лес.

Мы нашли чудесное место для елочки, на открытой полянке где росли другие небольшие ели. После удачной посадки нашего деревца, мы устроили пикник прямо тут в траве, пили чай из термоса и ели бутерброды с ветчиной и багетом.

Волчий садит ель. Копает яму руками в рукавичках

Ель посажена!

Лес находится на границе двух федеральных земель - нашей родной земли Северный-Рейн Вестфалия и Нижняя Саксония. Мы въехали в новую землю.

***

В дом в Аурихе мы приехали когда совсем стемнело. Это чудесный двухэтажный дом. На просторной кухне, сидя за столом, мы открыли бутылочку красного вина, сыр, хамон - праздновали наше переселение. К нам пришел чей-то толстый рыжий кот, смешно становился на задние лапки и просился в дом. Мы его впустили, кот сильно линяет, мы все в его шерсти :)

Кухня и кот

Я с котом

Первый этаж дома. Большая комната с большущим окном

Эта же большая комната. Я работаю тут.

Второй этаж. Спальня. И рабочий уголок Волчего.

В понедельник пошли гулять по окрестностям. Тут кругом частный сектор. Симпатичные домики из красного кирпича, с лужайками и красиво стрижеными деревьями перед домом. Улицы называются в честь композиторов. Мы живем на улице Брамса. А еще есть улица Моцарта, Бетховена, Шуберта. Мне тут очень нравится.

Наша улица. Даже проезжая часть выложена из плиточек.

Аурих расположен в регионе Восточная Фризия. Я замечаю, что некоторые вывески и слова здесь написаны и звучат по-другому. И действительно, здесь свой диалект. Например, вместо “Hallo”, тут здороваются “Moin” (в городе почти все прохожие здороваются друг с другом). Вместо “haus” (дом), везде написано “huus”.

А еще удивительно что тут, в Восточной Фризии, развито чаепитие. И не просто развито, тут есть свой чай, который так и называется восточнофризский чай (в оригинале ostfriesentee).
Восточнофризский чай - это смесь из более чем 20 видов черных чаев - Ассам, Дарджилинг, чаи из Явы, Суматры, Шри-Ланки. Пьют этот чай особым образом. На дно чашки кладут “клунтье” - сахарный прозрачный леденец, заливают его чаем и добавляют немного сливок. Не перемешивают! Таким образом каждый глоток чая уникальный, пока чай постепенно смешивается с сахаром и сливками.

Среди недели отравляемся в центр города. Центр совсем недалеко от нашего дома, в 15 минутах ходьбы. Центр небольшой, но симпатичный.

Улочка в центре Ауриха

Местный замок

Одна из центральных пешеходных улиц. Памятник морским котикам.

***

В субботу, 19 марта мы отправляемся в путешествие на остров Нордернай. У Маяковского есть одноименный стих, поэт отдыхал на немецком курорте в начале 20 века. Я давно мечтала побывать на одном из Фризских островов. Нордернай - один из самых популярных, на острове живет около 6 тысяч человек.

Вечером в пятницу, практически перед сном, мы купили билеты на корабль до острова. Я была так рада, впереди нас ждало приключение. Рейс на остров был в 8:40 утра. Мы проснулись в 6:30, собрались, позавтракали и поехали в порт. Нам очень повезло с погодой - солнечно, на небе ни облачка.

Корабль большой, мы зашли одними из первых и выбрали места у окошка на солнышке. Плыть предстояло 1 час.

Селфи в корабле

Готовимся к выходу

Время пролетело быстро и вот мы сходим на остров. В супермаркете возле порта мы купили еду для пикника - свежие теплые булочки, ветчину, сыр, малюсенькую бутылочку с ликером. Ликер решили купить потому что нам понравилась наклейка - дедушка идущий по дну моря в отлив в закатанных штанах с палкой и котомкой.

После магазина отправились гулять пешком по острову. Пока шли до моря видели дедушку, жителя острова, как на бутылочке с ликером - с такой же белоснежной бородой, в таких же штанах и шапке. Так забавно.

Тропинка к морю

Вышли к морю. Под ногами хрустят ракушки. Сильный ветер. Воздух пропитан запахом водорослей. Против ветра идти тяжело, в голове гул.

Пляж на острове Нордернай

Мы решили спрятаться от ветра и зашли немного вглубь острова. Устроили пикник. Попробовали ликер. Пили чай, ели булочки и сыр. Немного полежали на солнце. Над нами летали и громко кричали чайки, наверное переживали, потому что мы уложились недалеко от их гнёзд.

Ликёр :)

Отправились дальше в путь. Автомобилей на острове мало. Автомобильная дорога доходит только до середины острова, от туда - только тропинки для велосипедистов (коих здесь очень много) и людей.
Мы проходим мимо маяка, мимо кафе наполненного смеющимися, пьющими пиво немцами. В какой-то момент я подумала - “вот она - жизнь без войны, у этих людей не бомбят города на родине”.

Пешеходная тропинка

Вышли к красивому пляжу с белоснежным песком и песчаными холмами поросшими высокой травой. Еще раз устроили трапезу на склоне одного из холмов, он хорошо защищал от порывов ветра. Силы иссякли, к тому же поджимало время (корабль на котором мы должны были вернуться на материк отплывал в 16:45). Мы решили вернуться в единственный на острове, одноименный город Нордернай, на автобусе.

Белоснежный пляж с песчаными холмами

Вид с холма на который мы забрались чтобы перекусить

Прошлись по главной улице города, вышли на набережную. На набережной развевается с десяток украинских флагов. Прошли пешком до порта, где уставшие с радостью уселись на корабль и поплыли обратно домой. Всего за день пройдено 17км, не так уж и много, но наверное ветер и песок сыграли свою злую шутку.

Набережная на острове с украинскими флагами

***

В воскресенье, 20 марта, мы ездили в комплекс с саунами Bad Nieuweschans.. Он расположен в Нидерландах, на границе с Германией. Это конечно не мой любимый Берендонк, но тут тоже неплохо. Тут есть большой теплый бассейн под открытым небом с полезной минеральной водой. Воду добывают из скважины глубиной 600 метров и она природно насыщена полезными минералами, соленая на вкус.

Вход в комлекс саун Bad Nieuweschans

Мы пили вкусное пиво в очень уютном ресторане возле камина. И даже попали один раз на “представление”. Мы обычно их пропускаем потому что на представление в сауну набивается много народу. Но это представление было последним, людей стало значительно меньше, так что мы решили сходить.

Представление вел молодой парень. Он сначала поливал разгаряченные камни водой, а потом по очереди выкладывал на камни шарики из льда пропитанные ароматическим маслос и благодаря этому очень приятно пахло. Еще парень очень ловко махал полотенцем и из-за этого горячий влажный воздух прям окутывал тебя всю. Мне очень понравилось, это представление как-то еще больше помогло расслабиться и прогреться…

Неделя пролетела незаметно.

Каждый день было солнечно и тепло. Днем мы варим кофе с корицей. Я пеку вафли в вафельнице - они получаются красивой формы в виде сердца. Мы пьем кофе на нашей террасе.

Кофе с вафлями в виде сердец

Я уже хорошо ориентируюсь на местности, гуляю практически не заглядывая в карту. У меня уже есть несколько любимых маршрутов для прогулки. Один - вдоль узкого канала через поля.

Дорожка вдоль канала. Закат.

***

В субботу, 26 марта, было пасмурно и прохладно. Волчий нашел музей военно-морского флота  с эсминцем и подводной лодкой. Мы решили поехать туда. Музей расположен в городе Вильгельмсхафен. Запарковались недалеко от центра. То ли из-за погоды, то ли из-за настроения, но город производит какое-то гнетущее впечатление (ни единого фото самого города так и не сделали).

Мы доходим до красивого поворотного моста, построенного в начале 20 века. Мост является визитной карточкой города, мы первый раз в жизни видим поворотный мост, он умеет разворачиваться из центра на 90 градусов чтобы пропускать корабли. С моста  - вид на гавань и корабли-музейные экспонаты.

Поворотный мост в городе Вильгельмсхафен

Проходим по мосту и попадаем на тонкую полоску суши с набережной и кафешками. Здесь симпатично. Направляемся к зданию музея. В музее показываем сертификаты о вакцинации. Нас просят предъявить паспорта. Пока я вожусь и ищу свою немецкую карточку, Волчий показывает украинский загранпаспорт.
Женщина на кассе спрашивает - “Вы украинцы?”.
“Да”, - отвечаем мы (в голове всплывает песня-хит “Доброго вечора. Ми з України”).
“Тогда для вас вход в нашей музей бесплатный” - говорит женщина.
Я пытаюсь объяснить, что мы можем заплатить. Но женщина уже печатает нам бесплатные билеты.

По кораблям лазить интересно. По узким лестницам мы спускаемся на нижние палубы, исследуем каюты моряков, кухни, туалеты. У капитанов всегда очень красивые просторные каюты с иллюминатором.

В подводной лодке U10 меня удивляют какие длинные торпеды. Как много места в отсеке для двигателей. И как мало места для людей. Мы обходим подводную лодку вокруг и Волчий показывает мне “крылышки” - рули глубины.

Как же много кнопочек!

После подводной лодке идем гулять по эсминцу, он огромный. Силы уже потихоньку покидают меня. Холодно.  В эсминце просторно, тут большая столовая, кухня, отдельное помещение-больница. Много кабинетов для радистов, машинистов. Есть помещение со стиральными и сушильными машинами. Интересно, что этот эсминец американского изготовления.

Эсминец

Столовая эсминца

Волчий у руля

Я уже совсем устала и замерзла. Остался один корабль - тральщик, корабль для поиска морских мин. На палубе корабля рассматриваем оранжевое приспособление для поиска мин, оно похоже на большой газовый баллон с хвостиком.

При выходе из музея Волчий замечает небольшой с виду, неприметный кораблик. Это корабль-буксир.

Мы возвращаемся к машине. Сидя в машине пьем чай с печеньем, согреваемся. У меня ощущение что мое тело окоченело, а в машине потихоньку оттаивает.

***

В воскресенье, 27 марта было удивительно солнечно и тепло. Как будто бы не было вчера этих нависающих серых туч и пронизывающего ветра. На час вперед перевели время. Мы поехали в городок Neuharlingersiel на море, судя по карте там есть пляж.

На море был отлив и люди гуляли по дну моря.

Идем по дну моря. Отлив.

Мы немного прогулялись по набережной. Странное ощущение - мы приехали на море, а его нет… Есть только этот темный песок. Вода где-то там, далеко на горизонте.

Набережная

Набережная упирается в центр городка - это небольшая гавань с рыболовными судами окруженная красивыми домиками-кафешками.
Гавань в городе Neuharlingersiel

Было только около 2 часов дня, ярко светило солнце. После прогулки по Neuharlingersiel мы решили поехать еще на один пляж - Schillig. Тут более дико. Полоска красивого белого песка. Моря тоже нет, оно далеко. Только по тому что на горизонте плывут корабли можно поверить, что где-то там есть вода. Сидя на песке мы устроили традиционный обед-пикник и поехали домой…

Пляж Schillig

С понедельника похолодало. Всю неделю было пасмурно.
31 марта пошел снег… Большие мокрые хлопья кружили и падали на цветы, на траву, на крыши домов…