Азия 2016
День 50: 8 марта
озеро Инле
маршрут: Азия 2016

Водитель лодки как и обещал, ждал нас у входа в отель в 8 утра. Мы пошли с ним ко второму причалу, сели в лодку и понеслись. Утром в лодке было прохладно и ветрено, к тому же нам попалась какая-то очень шустрая лодка - мы всех обгоняли. В лодке для туристов обустроены достаточно удобные стулья и даже было что-то типа одеяла - чтобы укутаться утром от прохлады.

Трое в лодке, я - за кадром, водитель лодки - на заднем плане

Сначала мы ехали по каналу к началу озера, а потом началось озеро. Оно очень широкое - так что берегов совсем не видно, мы плыли примерно по центру.

Озеро очень мелкое, казалось что там вообще сантиметров 10-20 до дна. Мы проплывали мимо рыбаков, которые гребут, держа весло одной ногой, а двумя руками держат сеть. В интернете много пишут про этих рыбаков, очень много красивых фотографий. Эти “одноногие” рыбаки, как их иногда называют, стали чуть ли не визитной карточкой озера. Я была удивлена что они и вправду существуют. А еще, что это обычные люди, которые таким образом на самом деле ловят рыбу, а не просто позируют туристам.

Рыбаки на озере Инле

Потом водитель повез нас на “фабрику” серебряных изделий.Тут на озере такая местная фишка - маленькие фабрики, где делают всякую всячину, показывают процесс изготовления туристам, в надежде, что кто-то что-нибудь да купит. Говорят, что эти поездки на лодке в целом не такие и дорогие (катание на лодке стоит 20$ за целый день, за лодку) потому что водители тут получают какой-то процент от покупок своих пассажиров. Да уж, нашему водителю с нами явно не повезло в этом плане.

На маленькой импровизированной ювелирной фабрике украшений было много, но все они выглядели немного подозрительно. Мне понравились только одни сережки, которые назывались “полная луна”, в виде круга.

Потом водитель повез нас (по моей просьбе) в отдаленный уголок, где находится много разрушенных пагод. Пагоды находятся в маленькой живописной деревушке Индейн. На пристани была большая стирка. Все что связано с водой делают в озере (или канале) - стирают, купаются сами. купают коров, моют мопед и даже чистят зубы.

Большая стирка в Индейне

Мне очень понравился Индейн, тут действительно множество удивительно красивых пагод - они даже гораздо красивее чем в Багане. Все пагоды в очень разрушенном состоянии. Считается, что построили их в 13 веке, и всего сохранилось чуть больше тысячи пагод.

Один из разрушенных храмов в Индейне

В одном из разрушенных храмов по-прежнему сидел позолоченный Будда, которого наполовину засыпало крышей. Пагоды настолько красивые и их так много, что даже после Багана все равно впечатляют.

Будда заваленный крышей от храма

Украшения на старых ступах

Старые ступы в Индейне

На холме построили новые пагоды, к ним ведёт лестница вдоль которой очень много торговцев с сувенирами. Некоторые из них просто невыносимы - стоило мне у одной торговки поинтересоваться сколько стоят сережки - она потом за нами долго бежала, хватала меня за руки и упрашивала купить их со скидкой… Среди сувениров встречаются очень забавные экземпляры в виде шапок племени нага, которое живет далеко на севере Мьянмы; старых монет (наверное серебряных, там выбит вес монеты в граммах и написано пиастра); старых часов в стеклянных шарах.

Мы купили деревянную рыбу-рогатку. Не знаю почему, Волчему она очень понравилась. Продавец сначала назвала цену 5 долларов, а потом когда скинула до 2, Волчий не смог устоять и мы стали обладателями очень смешной рогатки в виде рыбы.

Новые пагоды почему-то впечатляют совсем не так сильно. Очень понравилось как звучат маленькие колокольчики - тут это было особенно красиво, потому что было совсем тихо, мы были одни. Легкий ветерок колыхал колокольчики на верхушках пагод и все они звучали в разной тональности, но одновременно и от этого звон был такой многогранный.

Новые ступы с колокольчиками на верхушках

После Индейна нас привезли в дом, где мьянмарец изготавливал бумажные зонтики. Это было не очень интересно, зато мы смогли прогуляться по деревне. Дома тут очень разные, есть совсем бедные, из бамбука, даже без окон, а есть дома побогаче - деревянные, многоэтажные, даже красивые.

Деревня посреди озера

Следующим пунктом нашей культурной программы была небольшая фабрика по производству ниток и ткани из стебель лотоса. Девушка рассказывала, что такую ткань делают только тут, на озере Инле (не знаю насколько это правда). Это очень трудоемкий процесс, поэтому все вещи из такой ткани очень дорогие.

Мы потом видели всякие изделия из лотоса из лотоса, маленький шарфик размером 20 на 100 сантиметров стоил 75 долларов, та же девушка рассказала, что для того, чтобы его сделать нужно 4000 стеблей лотоса и 20 дней работы мастера. Шарфик из лотоса выглядел весьма странно, очень напоминал обычную мешковину - и по цвету и по фактуре, никогда не скажешь, что он стоит так много.

Работница очень ловко достаёт тонкие нити из стеблей лотоса

В отдельном большом зале сидело много мьянмарок разного возраста, которые пряли ткань на станках - увлекательное зрелище. они это так ловко делали, полотна просто рождались на глазах, у некоторых даже с орнаментом.

В ткацком "цеху"

Потом нас привезли в дом где вручную крутили сигареты. Заворачивали их в листья, в качестве фильтра использовали кукурузные стебли, а в табак добавляли ментол или анис - от чего сигареты очень приятно пахли. Мы не пробовали курить, но пахло в этом доме отменно.

Девушки крутят вручную сигареты

Тут же возле сигаретной мини-фабрики мы решили покушать, потому что уже сильно проголодались и как раз по соседству был ресторанчик. Цены на еду тут были чуть выше обычного, зато порция жаренной вермишели с курицей была огромная.

Потом мы поехали через плавучие сады - кажется невероятным что тут на озере есть обычные огороды, где люди выращивают огурцы и помидоры.

Плавучие огороды, работники плавают между грядками на лодках

Завершил наше путешествие монастырь с котами, раньше коты устраивали тут представления, но теперь их перестали учить и они просто расхаживают по монастырю или лежат сытые и довольные (кажется, коты тут питаются рисом, везде на полу стояли мисочки с рисом)

Коты в монастыре

Озеро Инле оставляет неизгладимые впечатления. В какой-то момент я подумала, что просто бы ехала так весь день - бесцельно, по узким каналам, выезжая время от времени в озеро, мимо домов на сваях, мимо рыбаков, по этим импровизированным водным улицам. Там все просто завораживает. Это как другой необычный мир, мир на воде - со школой, почтой, огородами, ресторанами, отелями, людьми которые трудятся.

Это не обычное озеро, не из тех красивых озер которые мы видели в Швейцарии. Природа тут неплохая, но удивляет и покоряет здесь не она, а люди которые живут в этих условиях, так близко, плечом к плечу с этой природой и мир который создают эти люди существуя тут. Настоящий мир, полон жизни, красок, запахов, из-за чего еще больше удивляешься увиденному

Для меня так и осталось загадкой - зачем эти люди тут поселились. Зачем тратить так много усилий, строить дома на сваях, как-то насыпать огороды, строить лодки - и все для того чтобы жить на озере, среди воды, оторванными от остального мира.

Так и закончилось наше путешествие. Мы поблагодарили водителя и пошли в отель. Вечером, около 9 решили выйти покушать и с удивлением обнаружили что городок наш почти вымер - все магазинчики были закрыты, в домах погашен свет, работало от силы пару ресторанов. В один из них мы и зашли, сидели на втором этаже на террасе, ели суп и наблюдали за тем как просыпаются собаки и разезжаются по домам последние мьянмарцы. По улице ходили в основном туристы - видимо местные жители очень рано ложатся спать.