Марокко 2018
День 12-14: 12-14 октября
национальный парк Тубкаль
маршрут: Марокко 2018

Про горы всегда как-то сложно писать. Особенно если ты не дошел до вершины. И особенно если ты не дошел до вершины по глупости. Итак в нашем списке непокоренных вершин еще одна гора - Тубкаль.

Тубкаль - самая высокая вершина в Северной Африке, красивая гора высотой 4167 метров. Самый популярный маршрут  - это двухдневный поход из Имлиля, с ночевкой в рефуджио (горный отель) под Тубкалем.

Мы хотели побыть в горах немного дольше поэтому из Имлиля отправились не прямиком в рефуджио под Тубкалем, а немного в обход.

С погодой нам очень повезло - было тепло и ясно. Из Имлиля мы стартовали не рано, спокойной позавтракали, оставили машину на охраняемой парковке и около 11 начали восхождение на перевал TIzi Mzik. Туристы встречаются, но не много.

Вид с перевала TIzi Mzik

Изначально думали заночевать в рефуджио Tamsoult, но когда мы до него дошли было около 3 часов дня, потому решили идти дальше. Часик передохнули на террасе. Смотритель рефуджио, дедушка, сделал нам вкусный мятный чай (марокканцы настолько любят чай с мятой что дедуля выращивает ее на маленьком огородике возле рефуджио) . Мы отлично отдохнули, перекусили и пошли дальше. Дальше нас ждал подъем на 3000 метров - до следующего рефуджио Lepiney.

Идем вдоль шумной горной реки, на дне каньона - по обе стороны горы. Тропинка постоянно теряется среди камней, петляет с одного берега реки на другой. Реку переходим по камушкам. Тут уже совсем нет туристов. По пути останавливаемся возле водопада. Тут откуда не возьмись появляется марокканец, похож на гида - спрашивает куда мы идем. Мы говорим -  в рефуджио  Lepiney. Он сказал что-то по-французски, мы не очень поняли что именно. Потом уже стало ясно  - что он смотритель этого рефуджио. Он убежал вперед, а мы еще долго-долго шли. Вечерело, солнце уже зашло за гору, напоследок окрасив все в розоватый цвет. Без солнца стало заметно прохладнее.

К нашему приходу паренек сделал чай - уже без мяты зато сладкий-сладкий. Что интересно, в Киеве, в обычных условиях я вообще не могу пить сладкий чай. А в горах - мне хочется именно очень сладкого чая.

Рефуджио  Lepiney

Домик невелик, в домике мы вдвоем и смотритель. На первом этаже кухонька. Из запасов еды на сколько мы поняли ничего нет, только чай и сахар. Смотритель сделал себе ужин из непонятно чего. А мы съели свои запасы прихваченные из Имлиля - хлеб, варенные яйца, консерва. Хорошо что чай можно было пить сколько хочешь.

Пока ужинали я рассматривала журнал посетителей. Каждый посетитель рефуджио должен записатиь свои данные - имя. день рождения, национальность. Хотела найти самого взрослого посетителя, им оказался испанец 80 лет. Просто удивительно, хотелось бы и мне в 80 лет ходить по таким горам....

На втором этаже прям на полу матрасы. На второй этаж забираешься по пожарной лесенке.

Вечер. Вид на горы с рефуджио

Перед сном выхожу на улицу. Небо такое звездное-звездное. Каждый раз удивляюсь сколько же на небе звезд, наверное в десятки раз больше чем мы видим в городе. И млечный путь видно так хорошо. А вдалеке видно огни Марракеша. Тоже очень красиво, огоньки мерцают и кажется что город - это огромный светящийся муравейник.

Проснулись рано, на рассвете, около 7 утра. Выпили чаю и отправились в путь. Сегодня по плану - рефуджио под Тубкалем. Сначала нас ждал долгий изнуряющий подъем на перевал Tizi n’Tadat, высота перевала 3550 метров. Зигзагообразная тропинка казалось никогда не кончится - поднимаешь голову, а перевал все так же далеко-далеко. Из туристов встретили только одну пара (с ними же мы потом еще познакомимся поближе в рефуджио). Много ослов и их погонщиков.

На перевале. Наблюдаем за ослами.

После перевала - облегчение, спуск вниз к рефуджио. По пути очень красиво. Видно Тубкаль.

Самый высокий пик - это Тубкаль

В рефуджио приходим рано, около часу дня. Тут куча народу. На самом деле тут два рефуджио  - один сравнительно дешевый, другой - дорогой.  Я пыталась забронировать места в том, что дешевый. Нам очень повезло, оказывается этот дешевый рефуджио полностью занят, но какие-то туристы отменили поход и есть два свободных места. Мы заказываем обед, ужин и завтрак. Цены тут не маленькие, но у нас не осталось еды. Только финики для восхождения.

Обедаем на террасе, на солнышке. С нами обедает молодая пара из Нидерландов. И еще пара - девушка испанка и мужчина француз, которых мы повстречали при восхождении на перевал. Все очень милые. Общаемся обо всем и ни о чем. Каждый рассказывает что-то о себе. Француз и испанка большие любитель гор, профессионально занимаются скалолазанием.

Рефуджио и куча туристов

Ужинаем в большой столовой. Нам приносят кастрюлю супа и гору кус-куса с овощами. А на десерт  - гранат. Гранаты тут странные - они совсем не такие красные как мы привыкли, только слегка розовые, зато сладкие-сладки.

Людей в рефуджио очень много. Много туристических групп. Много отдельных путешественников. Шумно, все общаются друг с другом. У нас за столом все та же пара из Нидерландов. Они рассказывают про свои путешествия. И еще пара из России. Но они какие-то не приветливые и не участвуют в общем разговоре.

Утром восхождение на Тубкаль, заметно что все немного нервничают. У всех есть кошки. А мы решили не брать их на прокат. Еще в Имлиле мы спросили нужны ли кошки для восхождения у одной очень милой пары, они как раз возвращались с Тубкаля. Они нас заверили что кошки точно не нужны и мы им почему-то очень поверили. Не знаю как-то так все сложилось глупо. Все в рефуджио говорили нам что кошки нужны, а мы почему-то слепо верили той паре… Они ведь там были.

Восхождение мы начали около 7 утра. Как раз стало светать. Подъем тут не сложный, достаточно пологий. Идем медленно. Где-то на полпути начинается лед на склоне. Я в своих мартинсах скольжу, дальше идти невозможно. Нужны кошки, а их нет. И почему мы их не взяли… Так глупо. Вот он Тубкаль, маячит на горизонте, до него совсем недалеко, мы на высоте 3800. А дальше идти нет возможности. Возвращаемся в рефуджио. А потом в Имлиль. Долгий-долгий спуск в Имлиль. Дорога красивая, но фотографий совсем нет. Как-то не было настроения фотографировать. Каждый шел в глубокой задумчивости.

Волчий шел медленно. Желтые ботинки CAT не оправдали надежд. Они подло протекают и сильно натерли ноги. В Имлиле находим симпатичный отель. Ужинаем тажином в центре деревни. Засыпаем без задних ног.