Португалия 2020
День 10: 10 октября
Porto
маршрут: Португалия 2020

Последний день в Португалии. Утро радует солнышком. Мы запланировали выйти в 10 утра - нам надо многое успеть. До обеда мы хотели погулять сами по Порто. А в 2 часа дня у нас запланирована экскурсия. Я нашла странную экскурсию. Необычна она по нескольким параметрам. Во-первых, проводит ее не турагентство и даже не гид, а обычный человек по имени Педро, родом из Портом. Он архитектор и очень любить свой город. У него своего рода хобби - показывать туристам Порто. Но, как он сам говорит, он хочет показать не туристический Порто, а настоящий.  У экскурсии обычно нет четкого плана, как написано на сайте. А еще мне понравилось что эти экскурсии условно “бесплатные” -  то есть каждый платит сколько может. Название которое придумал себе Педро - The Worst Tour (в переводе с английского - Самый Худший Тур).

Утро. Наше жилище

Но все это нас ждало после обеда, а сейчас было утро. И мы решили отправиться к океану. Для этого нам надо было проехаться на автобусе. Мы пришли на остановку заранее, минут за 10 до отправления. Приехал автобус, мы собирались купить билет у водителя (потому что других вариантов в виде билетных автоматов или чего-то такого на остановке не было....)

Протягиваем водителю 20 евро, а он говорит что-то по-португальски. Мы поняли, что у него нет сдачи. Он показал нам кафе через дорогу и отправил нас туда разменять 20 евро. Все бы ничего, но в кафе не было мелких денег и нам смогли разменять 20 только по 10. 10 евро водителю тоже не понравилось. Он показал нам знак приклеенный при входе в автобус, говорящий о том, что у водителя можно купить билетик только без сдачи. То есть нам надо было где-то раздобыть 4 евро. Иначе никак. Я уже было совсем отчаялась. Автобус должен был вот-вот отправиться.

Мы вышли из автобуса. На остановке никого не было кроме молодого парня. Волчий подошел к нему и попросил разменять 10 евро. Тот достал специальный кошелек для мелочи и выгреб оттуда всё до копейки - получалось 9 евро. Но мы были и этому очень рады. Поблагодарив паренька, мы запрыгнули в автобус и поехали дальше очень довольные тем что нам все-таки это удалось сделать.

Автобус вез нас по спальным районам Порто. Заходили и выходили жители города. На одной остановке, видимо тоже приезжий дядечка, так и не смог воспользоваться автобусом - та же история что у нас - нету монеток, не едешь в автобусе.

Мы доехали до нашей остановки и направились к набережной.

Набережная в Порто

После вчерашнего океана с белым песком, простором и отсутствием людей, набережная Порто показалась слишком цивилизованной. Не было тут ощущения океана. Просто город, кафешки, много людей. Об океане напоминали только волны с силой разбивающиеся о пирс...

Мы немного прошлись вдоль океана. Тут обородувана пешеходная зона в виде дорожки. Много людей. Но в целом приятно.

Пешеходная зона вдоль океана

У меня был план вернуться в центр города на другом автобусе, его маршрут проходит вдоль океана, а потом заворачивает и едет вдоль реки Доро которая пересекает Порто через центр.

Этот автобус оказался двухэтажным, с большим панорамным окном на втором этаже. Было здорово ехать и глазеть по сторонам.

Типичные дома Порто - узкие и с большими окнами

Набережная Доро на которой мы очутились выйдя из автобуса и немного спустившись  - это самый самый центр Порто. Тут просто куча туристов. Но очень красиво. Мы все недоумевали сколько же тут людей в разгар сезона и когда нет Короны.

Набережная Доро, самый центр Порто

Видели огромную стаю рыбин в реке

Доро и экскурсионные кораблики

Дошли до лестницы которая вела с набережной обратно в “верхнюю” центральную часть города. Долго поднимались по ней. Вдоль лестницы  - жилые дома. Очень много из них заброшенных. При свете дня еще более заметно, что в городе очень много покинутых домов. Сначала это меня очень удивляло и как-то отталкивало. А потом я поняла, что это придаёт городу какой-то особый свой шарм.

Пешеходная лестница

Позже на экскурсии я спросила Педро почему в городе так много заброшенных домов. Особенно странно это видеть в центре такого туристического города. Педро сказал, что дома покинули богатые владельцы когда экономика была настолько в упадке что сдавать квартиры было не выгодно и содержать такой дом было очень напряжно. А сейчас люди побогаче предпочитают купить себе участок побольше за городом. Получается такой себе эффект бублика, богатые люди выбирают загород - там больше места.

Один из многих заброшенных домов

Порто не так давно стал туристическим. Поэтому всё возрождается, но очень медленно. Раньше в Порто было более 20 трамвайных линий, сейчас осталось только 3. Говорят, машины и напряженный трафик сделали свое дело  - трамваи заменили автобусами.

Эти 3 оставшихся трамвайных линии  - чисто для туристов, местные ими конечно не пользуются. Тут ездят красивые старые трамваи, по особым туристическим маршрутам.

Туристический трамвайчик

Мы прошлись по центру. Волчий очень хорошо описал город - он какой-то очень объемный, трехмерный. Всюду что-то происходит. Все улицы под наклонном, то вверх, то вниз. Очень красивые тротуары - выложены мелкой плиточкой с узорами.

Где-то в центре Порто

Тротуары в Порто

Очень понравилось это графити на одной из стен в центре. Это про каждого из нас....

Днем стало совсем жарко. Мы прибежали домой, у нас было 45 минут до выхода. Мы перекусили бурритосами, выпили холодного пивка, которое я добыла в магазинчике по соседству.

И так экскурсия. Вообще я не любитель экскурсий. Но в этот раз рискнула попробовать. Забегая наперед, скажу что во время экскурсии я даже начала думать, что все-таки экскурсии по городу это неплохо. Просто важно выбрать хорошую, ну или иными словами подходящую для меня…

Обычно у меня в чужих городах чувство некой растерянности, потерянности - что смотреть, куда идти?… Как будто бы нет четкого плана. Внимание слишком расфокусировано. Вокруг столько всего, но в то же время и ничего конкретного.

А экскурсовод он как будто бы акцентирует твоё внимание на чём-то конкретном, показывает то, что сам бы ты никогда не заметил. Хорошо, когда экскурсовод по-настоящему любит город - это чувствуется. Тогда даже о странных, необычных вещах он сумеет рассказать с интересом.

Наш экскурсовод оказался низеньким человеком, в очках, около 45 лет. У него была странная манера говорить. Немного занудная я бы сказала. Но тем не менее, я рада что с нами это случилось, случилась эта странная экскурсия. Она длилась 4 с половиной часа. 4 с половиной часа мы бродили по задворкам Порто. И под конец у меня отваливались ноги. Но обо все по порядку.

Мы встретились на маленькой площади возле фонтана, в 15 минутах ходьбы от наших апартаментов. Кроме нас и экскурсовода было еще 4 человека. Молодая пара - он из Англии, она немка. И две совсем юные девочки-студентки. Одна испанка и одна тоже немка. Такой вот компанией мы отправились бродить по “настоящему”, не туристическому Порто.

Начало экскурсии

Педро останавливался возле интересных домов. Мы ходили по странным улочкам с очень простыми домами. Видели как живет бедное население города. Фотографировали плиточку которой тут облицованы все дома. Плиточка очень красивая и разная. Педро объяснил что они облицовывают плиткой дома снаружи против влаги. У нас дома кирпичные, а у инх каменные.

Настоящий Порто...

Перекресток

Мы ходили по кварталам, где живёт рабочий класс - самое бедное население. У них до сих пор в домах нет туалетов - санузел один на целый квартал. Это такие узкие проходы с низкими домами.

Квартал рабочего класса

А потом мы вышли через какую-то заброшку на неработающую железную дорогу. Новую дорогу построили выше, а эта поросла травой. Это была самая приятная часть экскурсии - очень необычное место. А еще отсюда открывался очень красивый вид на реку и противоположный берег - железная дорога шла вдоль реки как бы над дорогой.

Пробираемся к заброшенной железной дороге

Старая железная дорога

Мост сконструированный Эйфелем

Потом нам предстоял затяжной подъем по каменной лестнице -  как сказал Педро, мы возвращаемся в нормальный Порто.

Поднимаемся в центр

Педро провел нас через очередной квартал в самом центре, где живут бедняки. Не смотря на то, что люди живут в бедности - у них тут чисто, и даже по-своему красиво, в кадках растут цветы.

Квартал бедняков в самом центре

А потом через арочку мы выныриваем из квартала для бедных прямо в бурлящий центр. Педро прощается с нами. На часах - полседьмого. Мы немного сидим на лавочке, приходим в себя. Потом решаем отправиться в тот ресторан, в котором вчера не было свободных столиков. Оказалось ресторан еще закрыт и откроется через 20 минут, в 7 вечера.

Возвращение в бурлящий центр

20 минут мы бродим по центру. Вечереет. Я уже еле хожу и мечтаю о бутерброде :)

Очень красивая церковь

Смешной дом как будто бы кто-то отрезал часть

В 5 минут восьмого мы приходим в ресторан. Там еще почти никого нет но с каждой минутой приходят новые люди. Нас усаживают за уютный столик в углу. Мы заказываем пиво и две франсезиньи - как Волчий и обещал вчера.

В сегодняшней франсезиньи значительно больше соуса чем вчера. Но в целом то же самое.  Просто вкусная теплая вредная :) еда.

Королевский ужин

Так закончился этот длинный-длинный день. И путешествие длинною в 10 дней…